среда, 25 декабря 2013 г.

ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ИТОГАМ ЗАСЕДАНИЯ ВЕЭС.2013.12.24

Заявления для прессы по итогам заседания Высшего Евразийского экономического совета






В.ПУТИН: Уважаемые коллеги! Дамы и господа!
Заседание Высшего Евразийского экономического совета прошло в деловой и конструктивной атмосфере. Вместе с президентами Беларуси и Казахстана мы обсудили актуальные вопросы развития евразийской экономической интеграции, подвели итоги значительной, большой совместной работы, проделанной после нашей октябрьской встречи в Минске.
Прежде всего, удалось существенно продвинуться в подготовке проекта договора о Евразийском экономическом союзе. Наши эксперты в целом согласовали основную – институциональную часть договора. В ней определён международно-правовой статус, задачи, механизмы деятельности будущего союза, отражены базовые принципы евразийского интеграционного процесса. В их числе – приверженность справедливому и взаимовыгодному сотрудничеству на равноправной, я хочу это подчеркнуть, основе, стремление к всемерному развитию экономик стран-участниц, укреплению их конкурентоспособности и самое главное – нацеленность на повышение благосостояния наших граждан.
Следующий шаг – разработка функциональной, или отраслевой, части проекта договора о Евразийском экономическом союзе. В этой части должны быть зафиксированы конкретные обязательства стран «тройки» по обеспечению свободного движения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы.
Активизирована работа по остающейся части изъятий из общего торгово-инвестиционного режима. Мы договорились о том, что мы будем сокращать их и сведём их в конце концов к минимуму или к нулю.
Экспертам поручено активизировать усилия и завершить работу над отраслевой частью договора к марту будущего года. Подчеркну, государства Таможенного союза намерены чётко выдерживать установленный график, чтобы подписать договор не позднее мая 2014 года и затем передать его на ратификацию в парламенты наших стран. Таким образом, у законодателей будет достаточно времени, чтобы до конца следующего года провести все необходимые ратификационные процедуры. И Евразийский экономический союз, как мы и планировали, может уже начать работу в полномасштабном формате с 1 января 2015 года. Во всяком случае, мы будем к этому стремиться.
Важное направление совместной работы стран «тройки» – улучшение условий для ведения бизнеса на всём интеграционном пространстве. В целях оптимизации обмена данными по внешней и взаимной торговле создаётся специализированная информационная система.
Сегодня приняты решения, направленные на защиту честной и добросовестной конкуренции. Контролирующие полномочия в этой области передаются наднациональному органу – Евразийской экономической комиссии, а нарушения единых правил конкуренции будут рассматриваться отдельным составом Суда ЕврАзЭС.
Подчеркну, наш интеграционный проект приносит конкретные практические результаты. За последние три года товарооборот Таможенного союза вырос более чем на 30 процентов (21 миллиард). Вместе Казахстан и Белоруссия вышли на третье место во внешнеторговом балансе России после ЕС – в целом ЕС – и Китая.
Улучшается структура взаимной торговли за счёт повышения доли товаров с высокой добавленной стоимостью. Я сегодня уже пару раз упоминал об этом. Мы считаем, что это очень серьёзный показатель качества наших отношений. При этом мы не отгораживаемся от других рынков, наоборот – стремимся к развитию многопланового сотрудничества как с отдельными государствами, так и с интеграционными объединениями, в том числе и с Евросоюзом. Исходим из того, что европейская и евразийская интеграции способны эффективно дополнять друг друга. Кстати говоря, у нас намечается саммит Россия – ЕС в ближайшее время в новом году. Надеюсь, что и на эту тему нам с коллегами удастся поговорить, с европейскими коллегами.
В заседании Высшего Евразийского экономического совета в расширенном формате приняли участие президенты Армении и Кыргызстана, а также Премьер-министр Украины. Мы приветствуем их стремление к более тесному сотрудничеству. Утверждена «дорожная карта» по присоединению Армении к Таможенному союзу и Единому экономическому пространству. Практически готов и проект аналогичного документа для Киргизии. Мы договорились, что на экспертном уровне продолжим над ним работу прямо сейчас, не откладывая это дело в долгий ящик.
В заключение повторю: Россия настроена на дальнейшее слаженное взаимодействие с белорусской и казахстанской сторонами в развитии масштабного евразийского экономического проекта. Мы договорились с Александром Григорьевичем Лукашенко и Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым продолжить практику ежегодного проведения не менее трёх заседаний Высшего Евразийского экономического совета. Таким образом, мы сохраним набранный высокий темп интеграционной работы и в следующем году.
Благодарю вас за внимание.
А.ЛУКАШЕНКОУважаемые друзья!
Как уже сказал председатель, состоялся действительно конструктивный и полезный обмен мнениями по самым актуальным темам дальнейшего развития евразийской интеграции, и не только этой интеграции. Мы обсудили очень многие вопросы, которые сейчас актуальны для развития наших государств.
Важнейшая задача на этом пути – конечно же, подготовка договора о Евразийском экономическом союзе. Владимир Владимирович тоже сказал, что он должен заработать и заработает с первого января 2015 года, и добавил, что мы к этому будем, по крайней мере, стремиться. Я скажу больше, выразив позицию Беларуси: если мы не добьёмся того, чтобы этот экономический союз заработал в определённые нами сроки, это будет позором для нас троих и наших государств. Мы об этом также говорили, и это говорит о том, что мы полны решимости за этот короткий промежуток времени создать и подписать очень сложный документ.
Беларусь исходит из того, что новый документ должен также стать значимым шагом вперёд в интеграционном строительстве. При этом необходимо в полном объёме реализовать договорённости, которые уже были достигнуты при формировании Единого экономического пространства, взять из Таможенного союза и ЕЭП всё лучшее, создать такую правовую систему и структуру будущего союза, которая обеспечит его высокую эффективность.
Хотел бы отметить, что договор в целом приобретает конкретные очертания, однако работа, и мы это констатировали единогласно, предстоит огромная. Ряд наиболее чувствительных позиций требует уточнений. В частности, речь идёт о разграничении компетенции союза и государств – членов этого союза, иерархии актов будущего объединения и так далее. Обсуждая вопрос соотношения договора с иными международными документами, мы заявили, что он не должен препятствовать заключению или применению ранее принятых соглашений, не противоречащих целям договора или создающих более благоприятные условия для сотрудничества.
Необходимо сохранить действия наших соглашений, к примеру, в рамках Союзного государства с Россией, наших договоров – Беларуси и России – с Казахстаном. Это, безусловно, будет способствовать дальнейшему развитию интеграции.
Мы рассмотрели подготовку и функциональной части договора. Здесь Евразийской экономической комиссии совместно со сторонами предстоит сделать ещё достаточно много в весьма сжатые сроки. Надо честно сказать, что примерно только треть этого договора, функциональной его части, на сегодняшний день готова. Некоторые разделы требуют тщательной проработки. Речь идёт о санитарных, ветеринарных, фитосанитарных мерах, торговле услугами и инвестициях, конкретной политике и государственных закупках.
По нашему мнению, важнейшим вопросом, связанным с дальнейшим развитием интеграции, является создание нового объединения на базе Таможенного союза, в котором нет никаких изъятий и ограничений в торговле товарами между странами-участницами, ведь именно в свободе движения товаров мы шагнули сегодня максимально далеко.
Исходя из этого, белорусская сторона предложила зафиксировать национальный режим в отношении перемещения всех товаров, то есть рассматривать товары друг друга как свои собственные. Для этого необходимо в первую очередь устранить изъятие из режима свободной торговли по таким, к примеру, проблемным позициям, как алкогольная и табачная продукция, лекарственные средства, автомобили, медицинские изделия, газ, нефть, нефтепродукты и прочее. Ведь принципиальная договорённость об этом уже была достигнута и подтверждена сегодня в процессе заседания совета.
Полноценная свобода движения товаров должна стать примером для реализации остальных свобод в сфере услуг, капитала, рабочей силы, зафиксированных в базовых соглашениях ЕЭП. Именно такой подход, по мнению белорусской стороны, позволит в кратчайшие сроки решить амбициозную задачу по созданию Евразийского экономического союза.
Сегодняшнее совместное обсуждение в очередной раз подтвердило нашу готовность к продолжению интеграции. Нам под силу прийти к консенсусу по всем, даже самым чувствительным, вопросам. Существующие между сторонами доверительные партнёрские отношения являются залогом дальнейшего развития взаимовыгодного сотрудничества.
Благодарю вас.
Н.НАЗАРБАЕВУважаемые коллеги, представители средств массовой информации!
До Нового года остаётся неделя. 2013 год был очень важным для нашего интеграционного объединения. Как мы договаривались, мы провели три встречи: в мае – в Астане, в октябре – в Минске и сегодня – в Москве. Главная задача – чтобы с 1 января 2015 года заработал Евразийский экономический союз.
Главной темой сегодня была работа над этим договором. Главы государств подробно доложили о разработке отраслевых и учредительных документов. Хотел бы отметить положительный сдвиг в этой не большой, а огромной работе, которую проводят наши эксперты. Каждая из сторон прилагает максимум усилий, чтобы к маю 2014 года проект договора был у нас на столе.
Очень важно при таком интенсивном режиме всё же подготовить документ высокого класса. Также следует реформировать Евразийскую экономическую комиссию, мы об этом говорили, она должна в полной мере соответствовать новому уровню интеграции, обеспечивать баланс интересов всех участников.
Сегодня на нас внимательно смотрят все страны, мы это знаем. Без преувеличения, за круглым столом Евразийского экономического союза делается история для наших государств. Эту ответственность мы понимаем.
Создание Евразийского экономического союза – это в подлинном смысле инновационный проект современности, и он не является попыткой реставрации распавшегося СССР, как нам хотят это навязать. Возврата в прошлое нет и не будет. Это наша общая, однозначная позиция всех государств. Мы идём не назад, а вперёд, туда, куда ведут сегодня весь мир доминирующие интеграционные тренды.
Сегодня глобализация и регионализация – это мейнстрим XXI века. Но мы не плывём по течению, и наше объединение не является повторением ни ЕС, ни каких-то других. Мы строим на базе своих традиций, своей истории своё объединение.
Интеграция, в то же время хочу сказать, никому бесплатных конфет не даёт, как некоторые думают, и ничего не выделяет. Мы идём туда добровольно, в интересах наших государств. Страны-участницы стремятся на полную катушку использовать консолидированную энергию этого взаимодействия. Спортсмены знают: тройка сильных гребцов всегда опережает одиночек, правильно? А если будет восьмёрка – ведь наши двери открыты, – была бы вообще скорость большая.
Если серьёзно, то в мире уже действует немало таких объединений, и вы это знаете. Это Евросоюз, это НАФТА, это МЕРКОСУР, Африканский союз, АСЕАН, АТЭС и другие. И ещё раз хочу отметить: в нашем объединении политический суверенитет государств прочен и незыблем, это аксиома. Более того, экономические интеграции развиваются именно для того, чтобы укрепить национальную государственность, сделать её более устойчивой через устойчивую экономику.
Вот посмотрите: чтобы любой продукт, не только инновационный, который создаётся в какой-то стране, чтобы он развился и стал действительно такой продукцией, нужно, чтобы было 200 миллионов покупателей. Мы к этому и приближаемся. И никакое государство в закрытых границах развивать экономику не может. Да мы уже и сегодня знаем, ни у кого не должно быть сомнений, беспокойств: суверенная субъективность стран, участвующих в этом союзе, сохраняется, укрепляется в полной мере и во внутриполитическом, и во внешнеполитическом, международном планах.
Глобальный опыт интеграции показывает: объединение усилий, во-первых, приносит долгосрочные экономические дивиденды всем государствам, обеспечивает более прочную безопасность (это видно невооружённым глазом) и повышает благосостояние народов, которые работают в этом объединении. Из-за этих трёх пунктов все государства добровольно участвуют [в интеграционных процессах], именно поэтому мы создаём Евразийский экономический союз.
В его основе – понятные всем принципы. Первое – экономический прагматизм; второе – уважение суверенитета; третье – добровольность интеграции; четвёртое – равноправие при принятии всех решений; пятое – эволюционность развития, открытость евразийского пространства. При этом евразийская интеграция не направлена против каких-либо стран или других объединений и интересов. Мы создаём экономический союз не для того, чтобы отгородиться от глобального мира, а наоборот – чтобы максимально успешно сотрудничать с ним. Интерес к евразийскому интеграционному процессу в мире и регионе повышается.
И в заключение хочу подчеркнуть: Казахстан, Россия, Беларусь ведут работу по созданию Евразийского экономического союза в духе стратегического партнёрства, доверия и дружбы. Убеждён, экономическая интеграция существенно усилит возможности каждого из наших государств.
Как вы знаете, именно Казахстан является инициатором экономической интеграции на евразийском пространстве. В марте следующего года исполнится ровно 20 лет, как я в стенах Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова выступил с модельным проектом Евразийского экономического союза. И вот это двадцатилетие, надеюсь, мы отметим. 20 лет – хороший возраст для принятия очень ответственных решений. Все эти годы мы последовательно продвигали инициативу евразийской интеграции, и сегодня можно сказать определённо: интеграционная «тройка» наших стран уверенно идёт вперёд.
Благодарю за внимание.

Комментариев нет:

Отправить комментарий