вторник, 7 мая 2019 г.

Быть в труде, как в бою. Железный поток. Битва заводов: рабочих, мастеров, конструкторов, директоров.

.
Картинки по запросу Железный поток. Битва заводов

НА ГРАНИ ФОЛА. РАВНАЯ ВЕЛИЧАЙШИМ БИТВАМ. ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ КИНОЭПОПЕЯ.

ПОДВИГ ТРУЖЕНИКОВ ТЫЛА

Картинки по запросу Железный поток. Битва заводов

Картинки по запросу Железный поток. Битва заводов

Картинки по запросу Железный поток. Битва заводов

Картинки по запросу Железный поток. Битва заводов

Железный поток. Битва заводов




Говоря о Победе, чаще всего вспоминают бойцов, сражавшихся в самом пекле войны — на передовой. Но и те, кто трудился в тылу, совершили не меньший подвиг. Тысячи людей от мала до велика в тяжелейших условиях круглосуточно работали по всей стране — их руками ковалось оружие Победы.
Чтобы сохранить промышленность в условиях войны, в СССР провели уникальную операцию, аналогов которой не знала история: тысячи заводов были эвакуированы с линии фронта. Это позволило сохранить промышленный потенциал страны и стало одним из основных факторов, обеспечивших победу в войне.
Работой руководил Совет по эвакуации при СНК СССР, созданный на третий день войны. За второе полугодие 1941 года на восток только по железным дорогам было перевезено 2593 промышленных предприятия. Около 70 процентов разместили на Урале, в Западной Сибири, Средней Азии и Казахстане, остальные — в Поволжье и Восточной Сибири. Почти вся промышленность была эвакуирована в первые месяцы войны. Вместе с производством выехали 30-40 процентов рабочих, инженеров и техников. «Лента.ру» вспоминает историю эвакуации крупнейших оборонных предприятий страны, которые сегодня объединены в госкорпорацию «Ростех».

Тульский оружейный завод



В октябре 1941 года началась экстренная эвакуация Тульского оружейного завода, а уже в ноябре основная часть его оборудования была размещена в городе Медногорске Оренбургской области. В Медногорск прибыли 4500 человек. Но даже такого количества сотрудников было недостаточно для массового изготовления оружия, поэтому в Оренбургской области объявили мобилизацию на «трудовой фронт». Только в 1942 году на завод было принято более шести тысяч человек, а вскоре численность работников возросла до двенадцати тысяч. К январю 1942 года были задействованы почти все производственные цеха завода.
Тульский оружейный завод
Тульский оружейный завод
Условия работы в эвакуации были очень тяжелыми: часто рабочим приходилось ночевать прямо в цеху, многие помещения были не приспособлены для производства оружия и даже не отапливались, а зимы выдались особенно холодными. Оружейники вспоминали, что руки примерзали к станкам и металлу.
Со временем для рабочих построили общежития, баню, ремесленное училище, открыли детские сады и ясли, больницу, столовую и буфеты, мастерскую по изготовлению обуви и даже организовали подсобное хозяйство.
Руководство завода с особым вниманием относилось к квалифицированным специалистам. Например, Владимир Михайлович Сундуков, старейший производственник завода, проработавший на предприятии 50 лет, мастер, чей участок первым был пущен в Медногорске после эвакуации из Тулы, по приказу № 601 от 29 декабря 1942 года был премирован меховой курткой, валенками, топливом и продуктами питания.
В мае 1942 года в Тулу возвратилась часть оборудования из Медногорска. Восстановление оружейного завода на старом месте тоже далось нелегко. Работая сутками, оружейники смогли вскоре приступить к выпуску продукции.

Конструкторское бюро приборостроения имени Шипунова (КБП)

КБП — одно из крупнейших предприятий оборонной промышленности России, созданное еще в 1927 году при Тульском оружейном заводе. В 1941 году, в начале Великой Отечественной войны, на пост начальника предприятия был назначен Федор Петрович Соловьев, на которого легла вся ответственность за увеличение выпуска новых образцов оружия, внедрение в производство систем Березина, Волкова-Ярцева, Токарева. Соловьев руководил эвакуацией Бюро в глубь страны, которая началась после переезда Тульского оружейного завода. Часть КБП отправлялась в Златоуст, отдельные группы — в Ижевск, Ковров, Саратов и другие города, по местам производства образцов оружия тульской разработки.
На Урал выехала примерно половина сотрудников ЦКБ-14. На 7 октября 1941 года (эвакуация началась 9 октября) в Бюро числилось 289 человек, а на 1 января 1942 года сотрудников осталось всего 155 человек, включая и вновь принятых из местного населения. Во время Великой Отечественной войны большим успехом пользовались разработанные КБП авиационные пулеметы ШВАК, ШКАС, УБ, авиационные пушки ВЯ и Б-20. Оружием разработки тульских конструкторов было оснащено более 80 процентов самолетов в составе отечественных ВВС.


Ижевский механический завод

Летом 1942 года приказом Народного Комиссариата Вооружения СССР на базе эвакуированных цехов Тульского оружейного и Подольского механического заводов был создан завод № 622, впоследствии получивший название Ижевский механический завод. За короткий срок завод освоил производство противотанковых ружей, пистолетов, револьверов и другой оборонной продукции.
С 1943 года и до конца войны коллектив завода № 622 регулярно перевыполнял задания. В заводских цехах в годы войны выпускались револьверы системы Нагана, пистолеты Токарева, противотанковые ружья Дегтярева и Симонова. За годы Великой Отечественной на заводе выпустили более 190 тысяч противотанковых ружей, 1 миллион 300 тысяч пистолетов и револьверов, 250 тысяч осветительных пистолетов и другую технику, в том числе и для мирной жизни. За этими цифрами стоят судьбы тысяч людей, которые, не жалея сил, работали в две смены по 12-14 часов, без выходных и отпусков, чтобы обеспечить масштабные поставки оружия фронту и приблизить Победу.

Завод «Электросигнал»

Воронежский завод «Электросигнал» был создан в сентябре 1931 года для производства железнодорожных клемм, но вскоре перепрофилирован в крупный радиозавод. Такое решение было продиктовано потребностями страны в развитии отечественной радиопромышленности. Первыми изделиями, освоенными на производстве, стали детекторный приемник «П-8», громкоговорители и репродукторы.

В начале Великой Отечественной войны завод эвакуировали в Новосибирск. Выпуск радиоприемников был прекращен, предприятие начало производить аппаратуру радиосвязи для нужд Красной Армии. В военный период завод также выпускал финские ножи, гранаты, хвостовые части самолетов. 27 октября 1941 года в Новосибирск прибыл первый эшелон из Воронежа с заводским оборудованием, а уже 24 декабря была изготовлена первая продукция для армии. Весной 1942 года на фронт поступили радиостанции, собранные рабочими «Электросигнала». Первыми разработками стали приемники «9Н-1», «4ПБ-10» и аппарат «Говорящая бумага» — прототип магнитофона.
Завод «Электросигнал»
Завод «Электросигнал»
Как только Воронеж освободили от фашистов, в город стали возвращаться эшелоны с оборудованием. Полностью разрушенный завод собственными силами восстанавливали работники предприятия и горожане. В мае 1944 года была налажена сборка радиостанций для фронта, а в последние месяцы войны освоено производство бытовых радиоприемников «Родина». По одному из них прямо в цехе рабочие услышали известие о Победе. В 1946 году 2117 работников предприятия были награждены медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».

Завод «Авиаагрегат»

История завода началась в 1932 году в поселке Ступино Московской области. В первые месяцы войны производство было эвакуировано в город Куйбышев (Самара). Монтаж оборудования шел под открытым небом, люди работали в недостроенных корпусах, без отопления, греясь у костров. Недостаток рабочих восполнялся подростками 14-15 лет и женщинами, мобилизованными из других областей и сел.
К концу 1942 года благодаря невиданной самоотверженности работников рожденного войной завода был налажен беспрерывный выпуск винтов к самолету Ил-2, прозванному фашистами «черной смертью». В военные годы на заводе было произведено более 90 тысяч винтов. Указом от 16 сентября 1945 года по представлению Народного комиссариата авиационной промышленности Завод № 35 (так в то время назывался «Авиаагрегат») за образцовое выполнение заданий правительства по производству агрегатов для боевых самолетов награжден орденом Красной Звезды.

УАП «Гидравлика»

В начале войны решением правительства заводское оборудование Ржевского завода по производству уплотнительных материалов и прокладок было демонтировано и отправлено в тыл, сначала — в Саратов, затем — в Уфу.
Первый эшелон с работниками и оборудованием завода из Саратова в Уфу прибыл в конце марта 1942 года. Это был не просто эшелон — это был завод на колесах. Участник этого переезда Д.Е. Андриевских вспоминал: «Переезд из Саратова в Уфу длился около месяца, питались мерзлой картошкой, которую пытались жарить на касторовом масле. В одном из вагонов был установлен ручной пресс. На нем непрерывно изготавливали продукцию и партиями передавали заказчику». Одновременно с эшелоном в Уфу прибыли директор, 43 специалиста и рабочих, восемь металлорежущих станков и семь прессов. Со второго квартала 1942 года завод приступил к работе на новом месте. В годы Великой Отечественной войны предприятие непрерывно наращивало объем выпускаемой продукции, было укомплектовано около 24 тысяч авиационных двигателей, выпущенных предприятиями Уфы, Куйбышева, Казани, Перми.

Уральский оптико-механический завод (УОМЗ)

До войны завод № 217, основанный еще в 1837 году, находился в Москве, это было крупнейшее предприятие в СССР, производившее оптические приборы. 7 октября 1941 года Государственный Комитет Обороны СССР принял решение об эвакуации завода в Свердловск (Екатеринбург). За 28 дней полностью вывезли оборудование, лабораторию предприятия, материалы, полуфабрикаты, инструменты, техническую документацию и библиотеку. На Урал выехали 10 тысяч рабочих с семьями. Для эвакуации завода потребовалось 10 эшелонов, насчитывавших 630 вагонов.
Уральский оптико-механический завод
Уральский оптико-механический завод
За годы войны завод произвел и поставил фронту десятки тысяч оптических приборов: авиационных бомбардировочных прицелов, артиллерийских буссолей, теодолитов и топопривязчиков. В 1943 году на предприятии было разработано 17 видов вооружений, в том числе новый авиационный прицел. Именно здесь производили приемники к пулемету «Максим» и узел затвора к легендарной «Катюше».

КБ «Молния»

У этого уфимского предприятия не было детства, как и у большинства мальчишек и девчонок, вставших холодной осенью 41-го к станкам. Конструкторское бюро начало свою деятельность в сложнейших условиях, без материальной базы для поисковых работ. Снабжать электроэнергией завод, эвакуированный в 1941 году из Москвы в Уфу, приходилось за счет отключения электроэнергии от жилого сектора. Для освещения использовались коптилки и керосиновые лампы, ведь нужно было немедленно приступить к организации производства – самолеты не могли подняться в воздух без свечей зажигания. Эшелоны находились еще в пути, а дата выпуска первой продукции уже была назначена. Работали с энтузиазмом. Если возникали проблемы, за нее брались все, кто только мог оказать помощь в ее решении, не считаясь с личным временем, невзирая на должности.

«Кузнецов» (Самара) и АО «НПЦ газотурбостроения «Салют» (Москва)

Предприятие было основано в 1912 году в Москве под названием «Гном» и являлось первым в России специализированным заводом по изготовлению авиационных моторов ротативного типа Gnome (60 лошадиных сил), которые использовались на аэропланах типа «Фарман» и «Ньюпор».
Осенью 1941 года из-за угрозы захвата столицы завод был эвакуирован в город Куйбышев (Самара) на площадку строившегося авиамоторного завода № 337. В кратчайшие сроки производство моторов АМ-38, начатое еще в Москве для штурмовика Ил-2, было возобновлено на новой площадке. С 1941-го по 1945 год было выпущено 21 341 двигатель АМ-38Ф, а также двигатели АМ-35 (для МиГ-1), АМ-42 (для Ил-10) и ГАМ-34БС (для торпедных катеров).
В конце 1940-х — начале 1950-х годов предприятие запустило серийное производство турбореактивных двигателей ВК-1, сконструированных Владимиром Климовым для самолетов фронтовой авиации Ил-28 и МиГ-15, РД-900 — прямоточные воздушно-реактивные двигатели Михаила Бондарюка для беспилотного самолета-мишени Ла-17 и сверхзвуковой РД-012 для межконтинентальной крылатой ракеты «Буря» Семена Лавочкина.

ОМО имени Баранова — «Салют»

История Омского моторостроительного объединения имени Петра Баранова (филиал АО «НПЦ газотурбостроения «Салют») начиналась в городе Александровске (ныне Запорожье). Изначально это был филиал Петроградского завода электромеханических сооружений «Дека». Уже к 1925 году здесь серийно выпускали двигатели М-6; в 1927 году начали производство двигателей М-11, М-22, М-85. В 1933 году заводу присвоено имя военного и политического деятеля Петра Баранова.
В августе 1941 года завод эвакуировался в Омск, для его оборудования потребовалось почти три тысячи вагонов. Уже в Омске рабочие и местные жители совершили беспрецедентный трудовой подвиг, за один день проложив по заболоченной местности шестикилометровую железнодорожную ветку — от омской станции до площадки, отведенной под завод.
Уже 7 ноября 1941 года прошли испытания первого собранного в Омске двигателя М-88Б для бомбардировщиков Ил-4, а с января 1942 года завод заработал в полную силу. Заводчане обеспечивали потребности фронта, работая под открытым небом в лютые морозы. Условия жизни сотрудников тоже были экстремальными: приходилось размещаться в бараках, по девять человек на восьми квадратных метрах. В 1943 году на предприятии начался выпуск моторов АШ-82ФН, которые устанавливались, в частности, на истребители Ла-5 и бомбардировщики Ту-2.
НПО «Сатурн»
НПО «Сатурн»

НПО «Сатурн»

Научно-производственное объединение «Сатурн» находилось в городе Рыбинске с 1916 года — здесь императорским указом было утверждено решение о создании автомобильного завода «Русский Рено». Из-за угрозы оккупации Ярославской области по решению ГКО в 1941 году рыбинский авиационный завод эвакуирован в Уфу, где находится и до сих пор.

Завод «Климов»

История предприятия ведется с 1914 года — времени учреждения в Санкт-Петербурге акционерного общества «Русский Рено» для производства и ремонта автомобилей и авиационных двигателей марки «Рено». Среди первых изделий завода — двигатели для знаменитых тяжелых четырехмоторных бомбардировщиков Игоря Сикорского «Илья Муромец» и летающих лодок Дмитрия Григоровича.
Во время Великой Отечественной войны эвакуированное в Уфу предприятие наладило массовое производство советских авиадвигателей М-105 (в дальнейшем ВК-105). С этого момента дальнейшая история завода неразрывно связана с именем выдающегося конструктора Владимира Яковлевича Климова, работы которого заложили основу для развития отечественного двигателестроения. Под его руководством в 1946 году в Ленинграде образовано Опытно-конструкторское бюро, где в 1948 году был разработан первый в СССР крупносерийный турбореактивный двигатель отечественного производства ВК-1 (РД-45) для истребителей МиГ-15, МиГ-17, бомбардировщика Ил-28.



ЭВАКУИРОВАННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЧАСТИ СССР В КАЗАХСТАНЕ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Начало Великой Отечественной войны было неудачным для Советского Союза. СССР потерял важнейшие в экономическом и культурном отношении европейские территории, где были сосредоточены промышленные предприятия, дававшие стране всю необходимую продукцию для жизнеобеспечения страны. И поэтому встала задача быстрейшего перемещения производственных предприятий с западных районов на восток.
Эвакуированные в срочном порядке предприятия юго-западных районов страны, а также из Москвы и других прифронтовых областей прибывали в Казахстан двумя потоками: в октябре-ноябре 1941 года и в июле-августе 1942 года.  Как отметил в своей работе казахстанский ученый Г. Абишев, прием и размещение эвакуированных предприятий происходило в условиях поздней осени и суровой зимы 1941-1942 года. С июля 1941 г. по 15 февраля 1942 г. в Казахскую ССР прибыло 110 предприятий [1, с.50].
Для оперативного приема и размещения эвакуированных предприятий в республике была организована правительственная комиссия, а при Совете Народных Комиссаров Казахской ССР и областных исполнительных комитетах Советов депутатов трудящихся - эвакоотделы, занимавшиеся вводом в действие прибывших оборудования и станков заводов и фабрик.
Всего в 1941-1942 годах в Казахстан из европейской части России было передислоцировано 220 заводов и фабрик, цехов и артелей, а также 50 тыс. кадровых рабочих и инженерно-технических работников. При размещении в Казахстане в годы Великой Отечественной войны эвакуированных и перебазированных предприятий, прежде всего, требовалась сверхсрочная выдача фронту военной продукции. Основными районами размещения перебазированных заводов и фабрик стали Алма-Ата, Уральск, Петропавловск, Чимкент, Семипалатинск, Караганда, Актюбинск. Таким образом, предприятия и обслуживающий их персонал располагались в тех населенных пунктах, в которых функционировала предназначенная для обеспечения нужд определенного количества населения инфраструктура. С течением времени по факту увеличивающейся численности эвакуированного населения и количества передислоцированных объектов были задействованы фактически все города.
В процессе проведения перебазирования предприятий ответственные специалисты исходили из множества факторов. Учитывался анализ численности населения казахстанских городов, наличие в них промышленных объектов, профессиональных групп населения в различных сферах, близость железнодорожных и прочих транспортных путей сообщений, сырьевых ресурсов. Очевидно, соответствующие и многие другие аспекты являлись определяющими в расположении предприятий по городам. Так, в г. Алма-Ата было эвакуировано 22 завода и фабрик; Петропавловск - 7; Чимкент - 8; Кокчетав - 1; Гурьев  - 2; Кустанай - 6; Балхаш - 1; Караганда - 4; Уральск - 5; Акчатаустрой - 1; Семипалатинск - 8; Кзыл-Орда - 3; Джамбул - 2; Павлодар - 2; Лениногорск - 1; Актюбинск -5; Аягуз - 1 [2, лл. 49-51] .
По мнению академика М.К. Козыбаева, существовало три варианта размещения эвакуированных предприятий на территории Казахстана: одни функционировали в здании строящегося Алма-Атинского авторемонтного завода, Актюбинский завод ферросплавов получил дополнительное оборудование Запорожского ферросплавного завода. Другие вливались в действующие родственные заводы и фабрики республики. Так, оборудование Харьковской табачной фабрики  с неполным оборудованием размещалось на Алма-Атинской фабрике, Харьковская швейная фабрика слилась с Алма-Атинской швейной фабрикой. Существовал третий путь, когда часть перебазировавшихся предприятий из прифронтовой полосы пребывала с неполным оборудованием. Тогда предприятия объединялись по профилю, создавая новые. Сооружение Кузнецкого и Актюбинского ферросплавных заводов стало крупной победой военной экономики, обеспечивающей создание на Востоке новой базы металлургии [3, с. 78].
В процессе перестройки работы тыла промышленные предприятия Казахстана уже в третьем квартале 1941 г. увеличили темпы производства и дали продукции на 25,8% больше, чем во втором квартале того же года. Квартальный план промышленности союзного подчинения был выполнен на 128,7%, республиканский на 121,1%, а местной промышленности на 107% [4, с. 473].
Отметим, что эвакуированные в Казахстан предприятия уже к концу 1942 года были полностью восстановлены. Также в республике вступило в строй действующих несколько заводов и крупных цехов, производивших вооружение и боеприпасы, из числа этих предприятий почти половина была построена на месте заново. Все эвакуированные оборонные предприятия успешно выполняли ежемесячные, квартальные и годовые производственные планы, а многие даже перевыполняли задания [1, л. 51].
Высшее руководство СССР в лице Государственного комитета обороны, конечно, держало под контролем процесс восстановления и развития эвакуированных предприятий в республике и определяло план выпуска стратегической военной продукции. Также ставило задачу развернуть строительство новых предприятий цветной металлургии, топливной и энергетической отрасли. В Казахстане в начале войны впервые стали строиться предприятия черной металлургии и других отраслей машиностроительной и военной промышленности. Так, в 1942 году были построены и введены в действие две мощных и около 10 крупных электростанций, 7 рудников и обогатительных фабрик цветной металлургии, 12 угольных шахт, 2 угольных разреза, 2 нефтепромысла и свыше 30 других крупных предприятий различных отраслей промышленности [5, л.239].
В годы войны в республике увеличилась добыча молибдена, марганца, ванадия, вольфрама, никеля и других полезных ископаемых, столь необходимых для производства прочного броневого листа и качественных сталей [6, л. 3]. Еще накануне войны в степях Прибалхашья специалисты обнаружили месторождение молибдена, где впоследствии был заложен рудник «Восточный Коунрад». Благодаря упорному труду строителей и горняков в начале ноября 1941 г. страна получила балхашский молибден. И в период оккупации противником Никопольских рудников Казахстан стал главным поставщиком марганцевой руды для металлургических заводов Урала. На службу фронту были поставлены огромные запасы цветных и редких металлов, угольные и нефтяные месторождения республики. Гигант медной промышленности Балхашский завод, самый крупный в стране Чимкентский свинцовый завод, промышленный узел большого Алтая и другие предприятия наращивали темпы производства цветных металлов для оборонной промышленности [7, с. 22].
По официальной статистике объемы произведенных в Казахстане работ в области добычи и переработки металлов  представлены следующим образом: «было произведено 30% общесоюзной выплавки меди, 50% добычи медной руды, 60% добычи марганцевой руды, 70% добычи полиметаллической руды, 85% производства свинца в стране, сталей» [8, с. 98].
Заметно увеличилась роль Казахстана в топливном балансе страны. Карагандинский угольный бассейн сыграл большое значение в работе металлургических предприятий и железнодорожного транспорта в решающие этапы войны, особенно после оккупации неприятелем основного бассейна Советского Союза -  Донбасса и Ростовской области, который давал 63% довоенной добычи угля в стране. За годы войны отгрузка коксующих углей Карагандинского бассейна на металлургические и оборонные заводы страны выросла на 96% по сравнению с довоенным 1940 г.
В общесоюзном масштабе в связи с эвакуацией промышленных предприятий в восточные районы страны потребовалась перестройка всей экономики этих районов. Возросла необходимость в новых сырьевых ресурсах. К примеру, быстрыми темпами развернулось строительство химических заводов. При активном участии ученых-химиков научных центров Урала, Сибири, Казахстана и Средней Азии в 1943 году было выпущено химических продуктов для военных нужд больше, чем в довоенное время. Так, вдвое увеличилась выработка эфира для наркоза, в 1,5 раза - новокаина, в 7 раз - хлорэтана, в 5 раз - препаратов висмута.
В годы войны открылись месторождения марганцевых руд. К северу от озера Балхаш ученые нашли жилы с кварцем и молибденом; среди безводных хребтов Казахстана - черные угольные породы, богатые ванадием. В Казахстане специалисты открыли  источники редких металлов - лития, молибдена, ванадия; на лесистых склонах Уральских гор, на берегах озер обнаружили руды кобальта и ниобия, многочисленные месторождения алюминиевых руд. Были открыты месторождения огнеупоров, кварцевых песков, глин, каолинов, графитов, так необходимые для черной и цветной металлургии.
С первого дня войны Казахстан стал одним из арсеналов фронта. Это потребовало увеличения его вклада в общесоюзную экономику как в тех отраслях, которые уже имелись, так и в тех, которые пришлось создавать заново. Самоотверженно работали угольщики Караганды. За четыре года они выдали на-гора 34 млн. т. угля - на 3 млн. т. больше, чем за все время существования бассейна. На 39% увеличилась добыча жидкого топлива на предприятиях Урало-Эмбинского нефтедобывающего района, почти вдвое возросла выработка электроэнергии. Добыча нефти по тресту «Эмбанефть» во втором полугодии 1941 года дала прирост в 21,3 процента, по сравнению с первым полугодием [1, с. 56].
По данным исследователя Г. Абишева, в декабре 1941 года предприятия цветной металлургии Казахстана дали свинца на 7,4 и меди на 22, 8 процента больше, чем в 1940 году [1, с. 55]. Огромный патриотический подъем среди инженерно-технического персонала и рабочих способствовал многим предприятиям увеличить выпуск продукции и раньше срока закончить выполнение запланированных годовых заданий. Например, Лениногорский свинцовый и Иртышский медеплавильный заводы, 7 из 8 действующих полиметаллических рудников и ряд других предприятий досрочно выполнили взятые обязательства [1, с. 55].
Всего в 1941-1945 гг. было построено 460 заводов, фабрик, рудников, шахт и отдельных производств. В их число вошли и эвакуированные предприятия, в том числе металлообрабатывающие и машиностроительные заводы, выпускавшие мины и снаряды, торпеды и бомбы, огнеметы, радиостанции и другие виды оружия и военной техники. Освоение производства, а потом и совершенствование образцов вооружения находилось в центре внимания конструкторов, инженеров и передовых рабочих предприятий: И.А. Аристова, Г.А. Барикова, Н.К. Пышкина, П.X. Резчика, Л.Я. Селеменевой, Я.И. Фофера, Н. Шмарина. Это способствовало росту количественных и качественных показателей производства. Доля металлообработки и машиностроения в валовой продукции индустрии Казахстана выросла с 16 в 1940-м до 35% в 1945-м г.
В целом же промышленное производство республики выросло за военные годы на 37%, что на 2% выше прироста ее продукции за четыре предвоенных года.
С целью обеспечения быстрой мобилизации сырьевых ресурсов восточных регионов и повышения эффективности их использования на нужды обороны страны функционировали специальные комиссии и комитеты. Региональные научные комиссии получили большие полномочия.
Особенно результативно действовала Комиссия по мобилизации ресурсов Урала. Комиссия сформировалась в Свердловске в августе 1941 года. Возглавил комиссию президент АН В.Л. Комаров. Как отмечал академик М.К Козыбаев, комиссия координировала деятельность почти 60 научных учреждений - как местных, так и эвакуированных из западных районов. В комиссии работали академики И.П. Бардин (заместитель), Э.В. Брицке, В.П. Волгин, В.С. Кулебакин, В.Н. Образцов, А.А. Скочинский, Л.Д. Шевяков и др. [9, с. 62]. Свою деятельность комиссия начала с анализа важнейших отраслей хозяйства. На этой основе разрабатывался план мобилизации оборудования, сырьевых и людских ресурсов для целей обороны. Одновременно были срочно закончены ранее начатые изыскания по стратегическим ресурсам, обобщены накопленные научные данные и сделаны практические выводы. Комиссия способствовала тесному взаимодействию научных сил наркоматов, отраслевых исследовательских институтов и промышленных предприятий.
В дальнейшем деятельность уральской комиссии распространилась на другие восточные и южные районы. С апреля 1942 года она стала называться Комиссией по мобилизации ресурсов Урала, Западной Сибири и Казахстана на нужды обороны [9, с. 62].
Для осуществления эффективной мобилизации ресурсов Казахстана, Комиссия, возглавляемая президентом Академии наук СССР, академиком В.Л. Комаровым, в составе которой были заместители председателя комиссии вице-президент АН СССР академик А.А. Байков, член президиума АН СССР академик Э.В. Брицке, ученый секретарь комиссии лауреат Сталинской премии В.М. Гальперин и группа научных работников, была направлена в г. Алма-Ата.
Комиссия разработала план оборонных исследований по мобилизации ресурсов Урала. Руководил составлением плана академик В.Л. Комаров. Характерно, что в июне 1942 г. в газете «Казахстанская правда» появилась публикация, в которой анализировались запасы и качество сырьевых ресурсов в республике. В соответствующем фрагменте представлена общая характеристика сырьевых ресурсов: «По своим природным богатствам Казахстан является поистине сокровищницей СССР. Здесь имеются крупные запасы каменного угля, меди, свинца, цинка, железных руд и хромитов, полиметаллических руд, нефти, вольфрама, молибдена, марганца. Казахстан богат запасами сырья для огнеупорной промышленности и рядом других нерудных ископаемых. Республика располагает огромными залежами химического сырья - фосфоритов, боритов, глауберовой соли, соды и др. Казахстан - родина ценных растений, являющихся сырьем для производства каучука, лекарств и других химических препаратов. Таков далеко неполных перечень естественных богатств Казахской республики» [10, с. 3].
Комиссия разработала план, который предусматривал проведение исследовательских работ по черной и цветной металлургии, каменноугольной промышленности, транспорту, энергетике, химии, промышленности стройматериалов, водоснабжению. В области черной металлургии комиссия определила профиль и мощность большого металлургического завода. В целях увеличения добычи угля в Казахской ССР комиссия считала необходимым уточнить мощности шахтного фонда Карагандинского бассейна и разработать мероприятия по увеличению в ближайшие годы его производительности. При этом особое внимание уделялось увеличению добычи коксующихся углей. Наряду с этим ученые выделили проблемы развития угледобычи в южных, западных и северных районах Казахстана. В области энергетики ставилась задача исследования перспектив энергетической базы основных промышленных узлов Центрального, Восточного, Южного и Северо-Западного Казахстана. Особое внимание уделялось развитию железнодорожного и водного транспорта.
План работы комиссии, согласованный с Госпланом и наркоматами СССР, был подписан 10 августа 1942 г. председателем СНК республики Н. Ундасыновым, президентом АН СССР В.Л. Комаровым. Согласно плану планировалось открытие 8 бригад. В состав каждой бригады вошли крупнейшие ученые страны, отраслевые секретари ЦК КП(б) Казахстана, ответственные работники СНК и Госплана республики. В их числе академики А.А. Байков, И.П. Бардин, А.А. Скочинский, В.А. Обручев, А.И. Заварицкий, Б.В, Бродский, Л.Д. Шевяков, В.Н. Образцов, Б.Е. Веденеев, Э.В. Брицке, А.Е. Порайкошиц, члены-корреспонденты АН СССР Д.С. Белянкин, Д.В. Наливкин, В.И. Бейц, С.И. Вольфкович. Составление сводного доклада по развитию народного хозяйства Казахстана возлагалось на академика И.П. Бардина (руководитель), К.И. Сатпаева (зам. руководителя), Г.И. Абабкова, П. М. Дунаева, Д. А. Кунаева и др. [9, с. 63]. Статус каждой бригады определялся полномочиями и ответственностью каждым ее членом. Тандем административных сотрудников и ученых предполагал широкую сферу профессиональной деятельности каждой бригады.
Таким образом, в 1942 и 1943 гг. комплексные бригады ученых вели большую исследовательскую работу в различных экономических районах республики.
В главной газете Советского Союза «Правда» президент АН СССР В.Л. Комаров отметил вклад советских ученых следующими словами: «На всех самых отдаленных участках нашей необъятной Родины... от Москвы до восточного берега озера Иссык-куль; горах Урала, песках Кара-Кума, богатых месторождениях Казахстана, на плодородных землях Сибири и Средней Азии, всюду неустанно работали наши ученые, помогая своим скромным трудом большему усилению жизненной мощи нашей авиации, флота, артиллерии» [11].
Наряду с эвакуированными предприятиями в республике шло строительство новых отраслей промышленности, которые внесли достойный вклад в победу на фашизмом. Значительных успехов достигла машиностроительная промышленность, созданная в годы войны. Развитие получила черная металлургия. 31 декабря 1944 г. в республике вступила в строй мартеновская печь Казахского металлургического завода, выдавшая на гора первые тонны стали.
Рассматривая заданную тему, можно отметить, что эвакуированные в Казахстан предприятия из европейской части СССР довольно в короткие сроки были восстановлены и стали давать продукцию необходимую для разгрома врага. Уже к концу войны продукция артиллерийской и авиационной промышленности в СССР увеличилась в пять раз, танковой в 15 раз против довоенного времени.
Деятельность Комиссии Академии наук по мобилизации ресурсов восточных районов страны в Казахстане стала одной из ярчайших страниц истории советской интеллигенции. Разработка ею коренных проблем перестройки народного хозяйства республики оказала существенное влияние на превращение Казахстана, как и других восточных районов, в мощный арсенал страны. Советские ученые, подчинив все достижения научной и технической мысли нуждам обороны, одержали выдающуюся победу. Расчет гитлеровцев на то, что в научно-техническом отношении СССР не сможет конкурировать с Германией, не оправдался.

Предприятия, эвакуированные в Чкаловскую область в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

В связи с временной оккупацией ряда экономически важных районов европейской части СССР, сосредоточением эвакуированных крупных предприятий стал Урал, в том числе Чкаловская область (ныне – Оренбургская область).
В нашу область прибыло около 90 предприятий из разных районов страны. Оборудование заводов необходимо было разместить и обустроить. На что раньше уходили годы, теперь делалось в рекордно короткие сроки. Нередко было так, что над головой еще не было крыши, а станки уже давали продукцию. Фронт не ждал.
Уже в августе – сентябре 1941 г. в область прибыли заводы «Фрезер», «Автозапчасть», «Профинтерн», Витебский станкостроительный завод им.Кирова, Гомельская трикотажная фабрика им.8 Марта и другие.
В Оренбургском облгосархиве сохранились фонды некоторых из них. Так, например, завод «Автозапчасть» (ныне-«Радиатор») создан на базе заводов, эвакуированных из г.Одессы и г.Жданова.
Основными документами, характеризующими деятельность завода «Автозапчасть» за период войны, являются приказы о производственной деятельности завода и частично годовые отчеты.
В годовом отчете завода «Автозапчасть» за 1944 год директор предприятия пишет: «Не мало трудностей и лишений пришлось пережить нашим рабочим в связи с эвакуацией.
Перебазировавшись в 1941 г. на новое место завод начал отстраиваться в недостроенных корпусах, но строительные работы до конца 1944 г. не были завершены».
«Но все трудности были преодолены, - говорится в приказе директора завода «Автозапчасть» за 1944 год, - и наш завод производит тракторные части и боеприпасы во все возрастающем количестве. За время войны производство тракторных частей возросло в 3 – 4 раза. Завод к концу 1944 года выполнил десятимесячную программу за 1 месяц и 5 дней раньше срока и дал сверхплановой продукции на 6.588 тыс.руб.».
Большое внимание уделялось работе с кадрами. В приказе директора о производственной деятельности завода за 1944 год говорится о том, «что надо перестроить всю работу на военный лад, работать за двоих и за троих, чтобы дать фронту больше вооружения и продовольствия. С первых дней войны на нашем заводе появились стахановцы военного времени, двухсотники и «трехсотники».
Рационализаторская мысль рабочих и ИТР открывала все новые и новые источники повышения производительности труда и снижения себестоимости и изыскивала неиспользованные еще резервы.
Включившись во Всесоюзное социалистическое соревнование, коллектив завода, используя новые формы стахановского движения: фронтовые и комсомольско-молодежные бригады, многостаночничество, движение за овладение смежными профессиями и за совмещение профессий, добился замечательных образцов высокопроизводительного труда». 
На всю область гремело имя Клавдии Колыхаловой. Она пришла работать на «Автозапчасть» в декабре 1942 года, возглавила комсомольско-молодежную бригаду сборщиц специзделий. По почину москвички Екатерины Барышниковой четверо человек из бригады осваивали задание на 250%. В социалистическом соревновании комсомольско-молодежных коллективов, бригада Клавдии Колыхаловой неоднократно занимала первые места по заводу, городу и области. 
Особый интерес вызывают документы о продукции завода «Автозапчасть». В приказе директора о производственной деятельности завода за 1943 год записано: «Октябрьский план завершен заводом и выполнен по валовой продукции на 133%, по товарной продукции на 126,4%. В особый фонд главного командования Красной Армиии заводом сдано продукции в сумме свыше 1 миллиона рублей, в том числе 2 вагона боеприпасов».

Источник

Тюмень тыловая

Годы войны: Новосибирск в годы Великой Отечественной войны. Тыл.

Список построенных при Сталине заводов


В ДНР образовались очереди из желающих получить российский паспорт

Западный капкан гроссмейстера Путина ( США не научились печатать золото ) или почему Россия продает энергоресурсы за золото!

Маги Рюрика возродят Русь. В.Чудинов & Джули По.

Аризона – это Арья Зона.

Дешифровка древней руницы и этрусского языка. Полная версия. В.А. Чудинов.

РА-ССИЯ.Феномен Сталина. Шокирующие факты.

США проиграют России и Китаю — Сергей Караганов.

Всадники апокалипсиса.Андрей Фурсов.

Упущенное Европой право на жизнь. Андрей Фурсов.

Кто построил химеру украинской власти. Андрей Фурсов.

Никита Михалков об интервью Андрея Фурсова.

Уникальное интервью "The New-York Times" Буша-старшего в 1992 году!

По Сан-Францисскому мирному договору 1951 года Япония отказалась от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и Сахалин.

























РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО - ДЕКАБРЬ 1152 ГОДА. КРЕЩЕНИЕ - ЯНВАРЬ 1182 ГОДА. РАСПЯТИЕ - МАРТ 1185 ГОДА























Рок возомнивших себя богами.



























Комментариев нет:

Отправить комментарий