понедельник, 28 марта 2016 г.

«ДЬЯВОЛ КРОЕТСЯ В ДЕТАЛЯХ»

Запад хочет заморозки конфликта на Донбассе



Визит госсекретаря США Дж. Керри в Москву 24 марта симптоматичен своей срочностью и нескрываемой заинтересованностью американской стороны в оперативном обсуждении с РФ новых инициатив по двум кризисным проблемам международных отношений — сирийской и украинской.
Поднимая последнюю на встрече с президентом В. Путиным, госсекретарь прямо сказал, что у США есть идеи по более скорому решению кризиса на Украине, отметив, что готов эти предложения обсудить.
Обсуждение показало, что по вопросу безальтернативности Минских соглашений и обязательств конфликтующих сторон у Москвы и Вашингтона нет принципиальных разногласий. Глава МИД РФ С. Лавров сказал, что «конечные цели выполнения „Минска-2“ у всех внешних игроков совпадают». Однако, по его словам, есть нюансы в реализации соглашений в практическом плане.
Но это тот случай, когда «дьявол кроется в деталях». Из контекста заявлений представителей США видно, что Вашингтон, как и Киев, хотел бы поменять порядок пунктов в Комплексе мер и начать его выполнение с установления контроля киевского режима над российско-украинской границей в ДНР/ЛНР.
Но для всех очевидно, что такая смена порядка является просто непрямой формой требования капитуляции республик. Глава МИД РФ напомнил, что в Париже в октябре 2015 г. была согласована «дорожная карта» политического процесса, которая увязала в единое целое очень непростую последовательность действий. И эта последовательность опирается на Комплекс мер, где контроль Киева над границей является самым последним пунктом.
Кроме нормандского формата, С. Лавров особо указал на договоренность между президентами РФ и США летом 2015 г. поддерживать двусторонний канал общения по украинскому кризису. Проблема в том, что этот двусторонний прямой канал ни сам по себе, ни в комплексе с «нормандским форматом» не привёл к прорывным решениям и, видимо, в обозримом будущем, не приведёт.
Оценивая практические намерения США в украинском кризисе, и в частности цели визита Дж. Керри, необходимо учесть следующее. США достигли для себя в этой стране на сегодняшний день главного результата — привели к власти в Киеве русофобский марионеточный режим, поставили его государственные институты на службу конфронтации с РФ и добились определённой эрозии дружественных чувств населения к России.
В ходе реализации плана по Украине они, как это видно, столкнулись с непредвиденными для себя трудностями, которые скорректировали первоначальную цель. США фактически смирились с вхождением Крыма в состав РФ и потерей Киевом контроля над восставшими против госпереворота территориями Донбасса. Их вполне устраивает то, что они имеют сейчас на Украине, поэтому Вашингтон пытается удержать хотя бы этот результат.
Государственный секретарь США Джон Керри в аэропорту "Внуково-2" во время рабочего визита в Москву
На фото: Кейс главы американской дипломатии, с которым он прилетел в Москву, стал предметом шуток на переговорах. Дж. Керри не стал открывать журналистам содержимое кейса, но там явно было не совсем то, что ждали в Киеве

Источник фото

Перед США стоит задача как-то стабилизировать постпереворотный политический режим и сохранить общий контроль над украинским государством ввиду новых вызовов и рисков, которые оказались прямым следствием госпереворота. Самые главные из них — низкий уровень (профессиональный, деловой, образовательный, моральный и пр.) правящей верхушки, дестабилизирующая роль национал-радикальных группировок и тяжелейший экономический кризис.
Если эти вызовы не будут решены, то вся антироссийская геополитическая авантюра с Украиной может обернуться для Вашингтона конечным провалом и потерей всех «приобретений». Ход гражданской войны в Донбассе в 2014 г. и в начале 2015 г. показали ему реальную перспективу такого развития ситуации.
Представляется, что Минские соглашения рассматриваются США как необходимая передышка, неизбежная плата за контроль над Украиной. Перемирие и выборы фактически узаконивают особый статус территорий ДНР/ЛНР в составе Украины, и для Вашингтона это некая гарантия того, что их киевские марионетки унялись наконец и не планируют новой войны.
В отношении последнего вопроса Дж. Керри в Москве подтвердил заинтересованность США: «Мы обсудили, как вернуться к реальному выполнению режима прекращения огня, восстановить доступ для наблюдателей ОБСЕ, а также ускорить процесс обсуждения модальностей проведения выборов на Донбассе. Все это является необходимыми шагами на пути выполнения Минских соглашений».
Но беспорядки 31 августа 2015 г. в день первого голосования в Раде конституционных поправок на предмет особого статуса донбасских республик показали, что принуждение правящей в Киеве верхушки к выполнению минских договоренностей в атмосфере русофобской истерии может спровоцировать острейший кризис режима, а это создаёт высокие риски американскому контролю над общеукраинской ситуацией.
Поэтому США (как и Киев), видимо, устраивает сам бесконечный процесс переговоров вокруг пунктов Комплекса мер без выхода на их практическую реализацию. Вашингтон не планирует пока заставлять киевский режим принимать законы, необходимые для реализации Комплекса мер.
По сути, именно об этом напомнил госсекретарю С. Лавров:
«Учитывая особые отношения США с киевским правительством, рассчитываем, что их специфика будет активно использоваться, чтобы побуждать Киев к выполнению того, под чем он подписался…»
При этом вопрос об особом статусе донбасских республик Запад, видимо, стремится отложить, поскольку не хочет (хотя может) давить в этом вопросе на Киев ввиду серьёзных рисков дестабилизации режима своих киевских марионеток.
И Германия, и Франция в лице глав своих МИД перестали говорить о закреплении в Конституции Украины особого порядка самоуправления Донбасса, а сосредоточились на проведении там местных выборов. А само по себе перемирие и выборы без конституционного закрепления особого статуса — это фактическая заморозка конфликта.
В этой ситуации для Запада важно, чтобы не предпринималось ничего, что может серьёзно дестабилизировать правящий режим, но в то же время со стороны Киева не допускались такие действия, которые дадут основание обвинить его в одностороннем срыве Минских соглашений.
Не исключено, что Вашингтон ищет способы заморозки конфликта в Донбассе при условии, что Москва согласится считать формальные шаги Киева (возможно, связанные, прежде всего, с выборами в донбасских республиках) как выполнение им Комплекса мер. Видимо, с этим связаны и некие идеи насчёт прогресса в решении украинского кризиса, о которых говорил Дж. Керри.
Заморозка конфликта не предполагает никаких опасных для киевского режима политических решений по легализации ДНР/ЛНР и требует лишь неукоснительного соблюдения перемирия, что Запад вполне устраивает. Вопрос этот во многом военно-технический и может быть эффективно решён давлением на Киев без обострения противоречий внутри режима и, следовательно, без его дестабилизации.
В вопросе давления на Киев Франция и Германия, видимо, согласовали свои позиции с США. Обратим внимание на то, что к концу марта жёсткие требования Берлина и Парижа о чётких сроках выборов на Донбассе смягчились. Ещё 3 марта по итогам встречи глав МИД «нормандской четверки» в Париже французский министр Ж-М.
Эйро и его немецкий коллега Ф.­-В. Штайнмайер чётко заявляли, что выборы на Донбассе должны пройти до окончания первого полугодия текущего года. А уже 23 марта глава МИД Германии во время визита в Москву сообщил, что предпосылки для политического урегулирования на востоке Украины все еще не созданы и эскалация конфликта может начаться в любой момент.
Т. е. нет предпосылок и для выборов в том числе — так надо понимать г-на Штайнмайера? Глава немецкого МИД считает, как и Дж. Керри, что на юго-востоке Украины необходимо заниматься разминированием и разведением военных подразделений.
Наибольшие страхи функционеров киевского режима, видимо, связаны не только с окончанием войны и предстоящей демобилизацией, но и с настоящим давлением Запада (под угрозой персональных финансовых и экономических санкций) на конкретные политсилы и фигуры в правящей верхушке с целью заставить их выполнить Минские соглашения любой ценой. Именно такого рода договорённостей Запада с РФ опасаются в Киеве.
Для спасения марионеточного режима и своего контроля над Украиной США вполне могут пожертвовать конкретными фигурами, что означает политический риск именно для Порошенко. Поэтому не исключено, что режим пойдёт по пути повышения ставок в конфликте, усиливая вооружённые провокации (наподобие идущих уже неделю боёв на ясиноватской развязке), ставя Вашингтон перед необходимостью автоматической поддержки действий Киева.
В этих изощрённых расчётах Запада никак не просматривается интерес России и народа Донбасса, как, впрочем, и Украины в целом. Заморозка конфликта означает усугубление гуманитарной катастрофы в Донбассе и постоянный риск его разморозки Киевом для реализации своих мелочных, но от этого не менее кровавых конъюнктурных расчётов.
Нельзя дать Западу сыграть в спасение режима, потому что это произойдёт за счёт миллионов жителей Донбасса, за счёт безопасности России, да и, собственно, за счёт самой Украины, если не ассоциировать её с нацистско-олигархическим режимом.
В этом смысле С. Лавров ответил во время недавнего визита Ф.­-В. Штайнмайера в Москву единственно возможным образом:
«Москва считает недопустимым пересмотр соглашений „Минск-2“ по урегулированию ситуации на востоке Украины».
Алексей Данилов
Источник

Украина: от космической и ядерной державы к аграрному государству за счет уменьшения населения

Комментариев нет:

Отправить комментарий